Даргомыжский Ал-др Сер.

Даргомыжский Ал-др Сер.

ДАРГОМЫ́ЖСКИЙ Ал-др Сер. (1813—69) — композитор, создатель жанрово-бытовой нац. муз. драмы. Получил разностороннее домашнее муз. образование, позволившее сравнительно рано начать профессиональную деятельность. Важную роль в решении стать композитором сыграло знакомство и общение с М. И. Глинкой (1835). Позднее Д. оказал значительное воздействие на формирование композиторов "Могучей кучки". Активно сотрудничал в сатирич. журналах "Искра" и "Будильник". Создал ряд вокальных произведений на слова "искровцев", в т. ч. В. С. Курочкина.

В ранней опере Д. "Эсмеральда" (сюжет В. Гюго, 1841) еще заметны черты жанра большой французской оперы. В центральном произ. Д. — опере "Русалка" значительно возрастает роль ансамблей, важную выразительную нагрузку несут речитативы, весь мелодико-интонационный строй оперы естественно соединяет черты крестьянской песенности и городского романса. Все это говорит о рождении в "Русалке" нового для России типа оперы — жанрово-бытовой муз. драмы.

Опера "Каменный гость", написанная по одной из "Маленьких трагедии" А. С. Пушкина (1869), ставит принципиально новые задачи в решении оперного жанра. Отказавшись от традиц. эпизодов, развернутых арий, вокальных ансамблей, Д. воссоздает неизмененный лит. текст при помощи мелодизированного речитатива, интонационно гибко передающего тончайшие нюансы пушкинского стиха. Богатство муз. декламации Д. сыграло важную роль в дальнейшем развитии оперного иск-ва, оказав существенное влияние на М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и др.

Значительны достижения Д. в сфере камерной песни и романса. Наряду с традиционными для рус. музыки элегией, балладой, ориентальным романсом композитор успешно работает в жанре муз.-сатирической песни ("Червяк", "Титулярный советник" и др.).

Три оркестровые пьесы — "Баба-Яга, или С Волги nach Riga" (1862), "Малороссийский казачок" (1864), "Чухонская фантазия" (1867) — написаны композитором в жанре муз. картин, привлекающих гротескностью, нарочитой характеристичностью в обрисовке персонажей и ситуаций, интересными оркестровыми приемами, в определенной мере предвосхищающими симфонические произв. А. К. Лядова.

Лит.: Пекелис М. С. А. С. Даргомыжский и его окружение. В 3 т. М., 1966—83.

А. С. Даргомыжский

А. С. Даргомыжский

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Даргомыжский Ал-др Сер." в других словарях:

  • Фортепиано — (от итал. forte громко и piano тихо) общее название клавишных струнных муз. инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Благодаря сочетанию достоинств клавира с возможностью не только сопоставлять громкую и тихую звучность, но и… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Опера —         (итал. opera, букв. труд, дело, сочинение) род муз. драм. произведения. О. основана на синтезе слова, сценич. действия и музыки. В отличие от разл. видов драм. т ра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в О. она становится… …   Музыкальная энциклопедия

  • Вязьма — У этого термина существуют и другие значения, см. Вязьма (значения). Город Вязьма …   Википедия

  • Русская музыка —         Истоки Р. м. восходят к творчеству вост. слав. племён, населявших территорию Др. Руси до возникновения в 9 в. первого рус. гос ва. О древнейших видах вост. слав. музыки можно судить гипотетически по отд. историч. свидетельствам,… …   Музыкальная энциклопедия

  • Монастыри в России — на Руси первые М. появились в Киеве вскоре после принятие христ ва (10 11 вв.), в сер. 11 в. был основан Киево Печерский М. К сер 13 в., ко времени монг. нашествия, действовало до 70 М., около пол. из них приходилось на Киев и Новгород.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Музыка —         (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… …   Музыкальная энциклопедия

  • Монюшко С. —         (Moniuszko) Станислав (5 V 1819, Убель, близ Минска 4 VI 1872, Варшава) польский композитор, дирижёр, музыкально общественный деятель. В детстве учился музыке у матери. На формирование эстетических и общественных взглядов М. оказали… …   Музыкальная энциклопедия

  • Романс — жанр камерной вокальной музыки для голоса с инструментальным сопровождением (фп., гитары, арфы и др.). Термин Р. возник в Испании и первоначально означал светскую песню на исп. яз., в отличие от церк. песнопений, исполнявшихся на латыни. Из… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Камерная музыка —         (от позднелат. camera комната; итал. musica da camera, франц. musique de chambre, англ. chamber music, нем. Kammermusik) специфическая разновидность муз. искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной. Сочинения …   Музыкальная энциклопедия

  • Вердеревская, Мария Васильевна — (по первому браку Шиловская, по второму Бегичева) [1825 (в нек рых источ. 1830) 23.9 (4.10).1879, Петербург] салонная певица любительница. Сестра А. Буниной (Гире). Образование получила в петерб. Екатерининском ин те, где обучалась игре на ф п. и …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»